По нашему мнению, водород не сможет получить статус глобального энергоресурса. Однако он вполне способен стать одним из инструментов, которые необходимы человечеству для решения экологических проблем за счёт реализации локальных проектов. Например, серийного производства поездов нового поколения, работающих на топливных водородных элементах. Они могут оказаться востребованными и заменить тепловозы с дизельными двигателями в тех локациях, где отсутствует необходимая для передачи электричества инфраструктура. А её строительство связано с высокими затратами и отсутствием перспектив возврата инвестиций.
Одним из серьёзнейших вызовов в процессе формирования низкоуглеродной экономики, неотъемлемой частью которой станет H2, является необходимость создания практически с нуля инфраструктуры для производства, транспорта, хранения и использования водорода и водородсодержащих газов. В рамках этого направления в Санкт-Петербургском горном университете исследуются газохимические процессы и технологии получения соединений, связывающих водород для последующей транспортировки, таких, например, как аммиак, метанол и циклогексан. Они представляют собой своеобразные «полуфабрикаты» для производства Н2.
Актуальность данных изысканий обусловлена тем, что молекула водорода из-за своих сверхмалых размеров способна проникать в кристаллическую решётку стали. А значит оценить ресурс трубопровода при его переводе на водород весьма затруднительно. В то же время метанол и некоторые другие вещества, сырьём для изготовления которых станет, в том числе, попутный нефтяной газ, могут быть загружены в танкер и доставлены в пункт отгрузки. Там из них произведут Н2 или другие ценные компоненты. Внедрение такого проекта в жизнь позволит внести значительный вклад в дело сокращения выбросов СО2 при добыче углеводородов, а также обеспечить европейских и азиатских потребителей востребованным в будущем ресурсом.
В рамках данного направления также введутся научные исследования, изучающие: